Размер шрифта:
A
A
A
Цвета сайта:
Ц
Ц
Ц
Изображения
Вкл.Выкл.

12 сентября 2014 г.

Настройки

Обычная версия

Настройки шрифта:

Выберите шрифт Tahoma Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой

Выбор цветовой схемы:

Закрыть панель Вернуть стандартные настройки

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования

Региональный центр оценки качества и информатизации образования

Обсуждение результатов международного исследования компьютерной и информационной грамотности школьников ICILS-2013

27 января 2015

Обсуждение результатов международного исследования компьютерной и информационной грамотности школьников ICILS-2013 прошло23 декабря 2015 года в Высшей школе экономики, где состоялся семинар «Актуальные исследования и разработки в области образования».

В 2013 году Россия приняла участие в международном исследовании компьютерной и информационной грамотности школьников – ICILS. В ходе исследования была проведена оценка уровня компьютерной и информационной грамотности 60000 учащихся из 3300 школ в 21 стране-участнице, в том числе Европы, Азии, Северной и Южной Америки.

Компьютерная и информационная грамотность понимается как способность использовать компьютеры в исследовательских, творческих и коммуникационных целях для эффективного участия в личной, учебной, производственной и общественной деятельности.

В России в исследовании приняли участие 208 школ из 43-х субъектов Российской Федерации, всего более 7300 человек:

  • 3907 учащихся 8-х классов;
  • 2995 учителей;
  • 208 директоров школ;
  • 208 ответственных за информатизацию.

Данное исследование в России проводилось Национальным фондом подготовки кадров при поддержке Министерства образования и науки РФ и участии органов управления образованием регионов.

Челябинская область в исследовании ICILS была представлена участием шести образовательных организаций из трех территорий области (Еткульский муниципальный район, Челябинский городской округ, Снежинский городской округ). Всего приняли участие 212 человек(в тестировании – 116 обучающихся, в анкетировании – 96 учителей).

Основные итоги, представленные на семинаре, направлены на характеристику мировых тенденций в подготовленности учащихся к учебе, работе и жизни в век информации на основе изучения уровня подготовки в области компьютерной и информационной грамотности учащихся 8-х классов. Результаты исследования представляют интерес для изучения выявленных различий и продвижения обучения в этой сфере на национальном и международном уровнях.

Несмотря на то, что учащиеся выросли в эпоху цифровых технологий, это не означает, что они стали «цифровыми аборигенами». По всем странам в среднем 17% (в России 9%) школьников не достигли 1-го уровня компьютерно-информационной грамотности. В среднем только 2% (в России это тоже 2%) школьников достигли 4-го уровня компьютерно-информационной грамотности. Максимальный показатель у школьников Южной Кореи – 5%. Процентное распределение участников РФ по уровням компьютерной и информационной грамотности (КИГ) выглядит следующим образом:

  • не достигают 1-го уровня КИГ (применение стандартных программных команд для выполнения несложных коммуникативных заданий, добавление простого содержания в информационный продукт) – 9%;
  • первый уровень КИГ (применение стандартных программных команд для выполнения несложных коммуникативных заданий, добавление простого содержания в информационный продукт) – 27%;
  • второй уровень КИГ (создание простых информационных продуктов в соответствии со стандартами компоновки и оформления документов) 41 %;
  • третий уровень КИГ (организация самостоятельной работы, используя компьютер для сбора и управления информацией, распознавание информации из сети) 21%;
  • четвертый уровень КИГ (оценка достоверности и надежности источника информации, создание информационного продукта для аудитории) 2%.

Неожиданным результатом при подведении итогов исследования для организаторов стало то, что самый высокий уровень КИГ среди тех, кто освоил этот навык самостоятельно (25% учащихся 3-го и 4-го уровня и 33% с уровнем не выше первого), а в группе с самым низким уровнем навыку обучали учителя (72% первый и ниже первого уровня).

Четкое следование процедурам и требованиям международного исследования позволило России занять восьмое место и войти в основной список стран-участниц. Результаты этого исследования по России были включены в основную часть итогового отчета по ICILS.

В рамках ICILS было проведено исследование учительского корпуса. Участие в исследовании учителей показало следующие результаты:

  • менее половины оценивают себя профессионально ИК-компетентными при организации активно-деятельностного обучения с использованием ИКТ;
  • только 22% из наиболее компетентных учителей прошли обучение по данной тематике;
  • результаты исследования показали, что пользуются компьютером более 7-ми лет 62% опрошенных педагогов; не менее одного раза в неделю и чаще пользуются компьютером дома 94,9%; используют компьютер с такой же частотой в школе 72,5%;
  • как позитивный момент отмечено существование государственной политики на национальном и региональном уровне в области использования ИКТ в образовании.

В марте 2015 года ожидается получение базы данных результатов исследования по всем странам; в июне 2015 года подготовка проекта аналитического доклада и экспертное обсуждение; в сентябре 2015 года тиражирование аналитического доклада по результатам первого международного исследования ICILS.

Дополнительную информацию по исследованию можно получить, пройдя по ссылке: http://icils2013.aser.edu.au или на сайте Российского Тренингового Центра Института образования НИУ ВШЭ, пройдя по ссылке: http://www.rtc-edu.ru/public/news/403.

Все новости

Х

Подписка на рассылку новостей